"Региональное объединение проектировщиков Кубани"


В приоритете — корректировка законодательства


В приоритете — корректировка законодательства



Конференция «Пробелы и противоречия законодательства в строительной отрасли. Приоритетные направления деятельности НОПРИЗ»  не только полностью отвечала своему названию, но и ответила на множество вопросов, включая сакраментальный «что делать?».

«Мы начали заниматься нашими проблемами и противоречиями в законодательстве в связи с той практической деятельностью, которую мы осуществляем», — пояснил сосредоточенность саморегулируемых организаций изыскателей и проектировщиков на вопросах законодательства президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров.

Когда в нашей стране резко обострились вопросы развития отечественной экономики вообще и строительной отрасли в частности, чиновники достаточного быстро пришли к выводу, что без прямого участия профессиональных сообществ государственные задачи по сокращению инвестиционно-строительного цикла,  обеспечению качества и безопасности проектов, повышения производительности труда и сокращения затрат бюджета не приводят к нужному результату. В свою очередь, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков с энтузиазмом подключилось к совместному с Минстроем России и Аппаратом Правительства исследованию имеющихся в отрасли проблем, по пути накапливая статистические данные и другие обоснования для корректировки законодательных и иных норм, о необходимости которых руководители проектных и архитектурных бюро, геодезисты и изыскатели твердили десятилетиями. Но время пришло, момент настал, и на текущем  этапе развития интересы государства и «белых воротничков» совпали – обеспечение безопасности и качества строительства и строительной продукции, а также устойчивого роста экономических показателей реализации строительных проектов.


Открывая пленарную конференцию, Анвар Шамузафаров напомнил, что входящие в НОПРИЗ саморегулируемые организации объединяют более 72 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – участников реализации проектов с привлечением бюджетных средств. А в Национальный реестр специалистов в области изысканий, градостроительства и  архитектурно-строительного проектирования включены сведения о 147 тысячах физических лиц.

В силу требований закона, претендующая на выполнение госконтракта на изыскания, проектирование, строительство компания должна иметь в штате не менее двух включённых в НРС специалистов, пояснил президент НОПРИЗ, отметив, что данному требованию цифры НРС и реестра членов СРО друг другу соответствуют. Однако, как показал детализированный анализ поступивших в комиссию НОПРИЗ сведений государственной экспертизы о грубых ошибках допущенных в поступающей на экспертизу проектной документации, данное требование никоим образом не обеспечивает даже участия включенных в НРС квалифицированных проектировщиков в её подготовке, не говоря уже о главенствующей или тем более ведущей роли.

При этом, в действительности специалистов, разрабатывающих и подписывающих результаты изысканий и проектную документацию, намного больше, чем включено в НРС, подчеркнул Анвар Шамузафаров.

«Но так как в обязательных требованиях прописали не меньше двух специалистов, так оно у нас и есть на 72,5 тысяч юридических лиц – 147,5 тысяч специалистов», — констатировал он.

Но даже несмотря на достаточное количество профессионалов, ключевые для реализации строительных проектов этапы проходят безо всякого их участия. Дальнейшее движение вглубь отраслевых процессов, которые вызвали критические для реализации и эксплуатации ОКС последствия, показало, что практически за каждым грубым нарушением требований безопасности и качества на том или ином этапе реализации проекта кроется отсутствие квалифицированного и опытного специалиста, который мог бы на это нарушение указать. И все эти крайне негативные явления и перекосы в управлении и контроле строительства связаны с имеющимися пробелами, противоречиями в законодательных и иных нормах и требованиях.

Например выяснилось, что конкурсы выигрывают вовсе не проектные компании, а юридические лица, специализирующиеся на выигрывании конкурсов. В результате непосредственная разработка  проектной документации уходит на субподлряд, а к субподрядчикам никаких квалификационных требований, включая обязательное членство в СРО, не предусмотрено. То же самое происходит практически на всех этапах реализации проекта – рабочую проектную документацию строители разрабатывают без участия авторов проекта, за копейки нанимая сговорчивых, а то неквалифицированных субподрядчиков, которые за сделанное никакой ответственности не несут. Текущий контроль соответствия процесса строительства предусмотренным проектом параметром, также проходит без квалифицированных проектировщиков. Да даже задание на проектирование – ключевой для разработки проекта документ — заказчик пишет без знания элементарных для проектировщиков требований безопасности и качества. При этом никакой ответственности для заказчиков – например, директоров разнообразных бюджетных учреждений – не предусмотрено, поэтому даже в качестве консультантов привлекать профессионалов мотивации у заказчика нет.

В ходе пленарной сессии впечатляющих фактов и примеров безответственности, разгильдяйства, а то и просто воровства и  вредительства на различных этапах организации стройки прозвучало десятка полтора, и могло бы прозвучать еще больше, но – регламент!

Не меньше прозвучало и конкретных предложений по уврачеванию нормативных разрывов в процессах и этапах строительства ОКС, чтобы стал он цельным и ответственным, а значит – качественным и безопасным.

Кроме Анвара Шамузафарова конкретные, в том числе достаточно смелые, предложения озвучили – руководитель объединения СРО атомной отрасли Виктор Опекунов, профессор, руководитель петербургской изыскательской СРО Евгений Тарелкин, руководитель проектной компании и двух СРО – в проектировании и строительстве Лариса Еремина, вице-президенты НОПРИЗ  Александр Вронец и Александр Гримитлин и замруководителя аппарата НОПРИЗ, научный руководитель ФАУ «ФЦС», ответственный секретарь Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» Александр Неклюдов.


Задачи первого этапа задуманной НОПРИЗ масштабной корректировки законодательства (порядка десяти законов, включая Гражданский, Градостроительный кодекс) содержат предложения по повышению компетентности и ответственности заказчика, восстановлению в законодательстве предпроектной стадии разработки документации, полноценного включения в процесс саморегулирования представителей субподрядных организаций, которые в настоящее время выполняют подавляющее большинство работ по изысканиям и проектированию.

В том числе:

  • Внести изменения в статьи 47, 48 Градостроительного кодекса РФ, и закрепить обязательное членство в СРО для лиц, которые осуществляют работы по договору субподряда.
  • Внести изменения в статьи Градостроительного кодекса и указ Минстроя России от 15 апреля предоставить возможность Совету НОПРИЗ рассматривать информацию по неисполнению специалистами, сведения о которых включены в НРС, не должностных обязанностей, как сейчас написано в приказе, а обязанностей, определенных статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса.
  • Расширить компетенции Комиссии и Совета НОПРИЗ в отношении дисциплинарных мер воздействия (кроме включения и исключения из НРС) на специалистов, допустивших в своей работе нарушения.
  • Нормативно закрепить требование о том, что задание на проектирование выполняется и подписывается только лицами, включенными в НРС.
  • Закрепить требование о выполнении геодезических работ компаниями, которые являются членами СРО изыскателей.

Очевидно, что такое полномасштабное вовлечение юридических и физических лиц – участников реализации проектов в части изысканий и проектирования – в прозрачную, квалифицированную и предполагающею ответственность профессиональную деятельность кроме очевидного повышения безопасности и качества приведет к существенному росту количества участников саморегулирования – членов изыскательских и проектных СРО.

Адрес источника новости












Яндекс.Метрика